"Осенние деды" это день поминовения своих родных, наших общих
славянских предков, пращуров. Деды – души (духи) предков, улетевших в
Ирий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с
дедами».
Вот как описывается смерть и жизнь в "Велесовой книге":
"Смерти мы не боимся, так
как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту
вечную добыть хотим , так как земная против нее ничто. Мы на земле
как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас
никогда...
Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас – корень наш Корова Земун (Дажьбог
сын Роси и Перуна, Рось дочь Гвидона-Дона, Гвидон сын Макоши (Даны) и
Велеса, а Велес сын Рода -Сварога и Земун, так же в соответствии со
славянской астрологией наше Ярило-Солнце входит в созвездие Зимун
(Небесная Корова или по современному Малая Медведица)). И вот мы коровичи – и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы с пением идем в небо во Сваргу синию....
И знаем, аки Правь есть с
нами, а Нави не боимся. Так как Навь не имеет силы против нас. Поэтому
молимся Богам о помощи в трудах ратных наших и течем на рать к славе
воинской. И та Перуница летит до нас и ту ругу дает, полную воды
живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная....
…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: « То никто иной – Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва ( сва это по древне русски—небесная, одно из имен богини Лады)
нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог небесный промолвит:
«Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и
бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня
лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до
конца концов! Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины) Ясуни
(Света) имеют иные места, нежели греки (здесь скорее всего имеется
ввиду грешные). И имеют славу иную и так иди до Ирия нашего и смотри
красоту ту прекрасную, и деревья и луга с травами пахучими, и жатву в
полях собирай , ячмень , пшено, просо, до закромов Сварожьих, то
блага иные , яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни».....
И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то
Матерь Сва (богиня Лада часто принимает образ птицы) бьет крылами
охватывая всех , и сияет возженным светом до нас всякое перо её --
червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так
светит , как только солнце- царь умеет, когда по кругу Суне (солнце)
идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о богах наших. Так
узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских....
.....А в ночи Велес (
славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры)
идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги
свои , и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы
ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и
хоромы (храм ) его , которые блестят огнями многими и становимся
агнцами (огнями) чистыми....
И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши.
И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге, и там стада
свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют, и ждут нас. Там нет ни
Гунов ни Эллинов. Правь, княжит там, и та Правь есть истина, так как Навь (темная Навь-Пекло) совлечена ниже Яви (не в смысле пространства, а энергетически), и это дано Свентовитом и пребудет так во веки веков.....
.....И так речем славу Богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, -- которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел.
И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду
живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько
его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века..."
Некоторые особенности празднований.
Во всех славяно- арийских землях
существуют праздники в честь мертвых. После смерти делались третины ,
девятины , сорочины и поминки сопровождались пирушками. На праздник
Радоницы (гробки) в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли
на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы
усопшим. Франки тоже совершали подобное торжество, и в память усопших
проводили представления и песнопения. Радоницу ещё называют «навий
день», так как усопшие уходят согласно Вед славяно-арийцев в мир Нави. В
России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца,
вино и поминают с пиршеством покойников. Потом льют на могилку вино
из рюмок, и оставив на могиле 2-3 яйца, очищенных на половину,
и ещё чего ни будь на долю покойника, уходят. Так как театрализованные
представления в старину давались в основном в память усопших отсюда и
пошло название С-ко-моро-х (Се Который Морене Хвалит покойника).
Праздник памяти ушедших душ
"Осенние деды", проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это
время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и
спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени
усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и
совершали три-зну ( Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за
мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои) , показывались сцены из
жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед
наступление поминального или задушного дня для покойников готовится
целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и
вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о
явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть
на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище , а дома тогда по
окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно
ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и
оставляет на ночь.
Празднование "Осенних дедов" в Беларусии
Несоблюдение обычая поминать и
оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать
недовольство и всевозможные беды. "Нельзя не отмечать дедов,— говорили
белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.
С христианизацией обряды
поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в
год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота —
отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся
несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в
10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд
всегда проводится в субботу.
У белорусов Восеньскiя Дзяды до
сих пор проводят "без слёз”- это праздник семейный, домашний,
обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в
некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили
сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято
навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе
домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро
чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные
блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также
горячих, "чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери,
чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол.
Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на
столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти.
Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками,
которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими
воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14
тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в
обиде ни живые, ни умершие.
Поминальный стол начинали обычно
с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть
его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно
размещали на подоконнике.
Торжественный поминальный ужин
длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих
умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно
поколение этого рода.
Во время праздничного ужина
позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и
чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и
добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и
наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших
совсем недавно.
Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
В 1990-е гг. осенние Деды, приуроченные ко 2 ноябрю, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.
Сегодня, несмотря на то, что день 2
ноября снова объявлен рабочим, осенние Деды широко бытуют среди
сельских и городских жителей.
Название праздника у других славянских народов.
Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sialuda Источник: http://welemudr.mirtesen.ru/blog/43074922884/Slavyanskiy-prazdnik-%C2%ABOsennie-Dedyi%C2%BB?from=mail&l=bnq_bn&bp_id_click=43074922884&bpid=43074922884
|